Россия - страна мастеров

ГЖЕЛЬ

Синее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор.

Есть в Московской области село Гжель. Там, начиная с 17 века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.
Так и зародился народный промысел, получивший название от села Гжель, в виде фарфоровых изделий с синей росписью на белоснежном фоне.

 
 
 

Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.

 Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце 18 века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. В 1812 году в России уже работает 25 заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера ставили свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова.
С середины 19 века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы были национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины 20 века. Сохранившиеся до наших дней подлинные изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Интересные факты: любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Предлагаем вашему вниманию сюжет из передачи «Галилео» о росписе в стиле «Гжель».