ГЖЕЛЬ
Есть в Московской области село Гжель. Там, начиная с 17 века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.
Так и зародился народный промысел, получивший название от села Гжель, в виде фарфоровых изделий с синей росписью на белоснежном фоне.
Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.
Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце 18 века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью.
Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. В 1812 году в России уже работает 25 заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера ставили свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова.
С середины 19 века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы были национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины 20 века. Сохранившиеся до наших дней подлинные изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.
Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.